предоставленного Фондом президентских грантов
на развитие гражданского общества
Г. Псков, ул. О. Кошевого, 2
+7 8112 29-22-59
Известный иконописец Александр Солдатов: Будущее – за провинцией
В конце октября на Псковскую землю поучаствовать в проекте «Собор церковного искусства Пскова» приезжал из Москвы известный иконописец Александр Солдатов, уже многие годы раскрывающий свое видение красоты в искусстве и иконе. На форуме с псковскими иконопи...
Александр Солдатов - преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии, руководитель Центра храмового искусства преподобного Андрея Рублёва при Троице-Сергиевой Лавре. Сегодня со своими друзьями-иконописцами он расписывает храм Вознесения Христова и Новомучеников Российских на территории школы в Беслане, где в 2004 году произошел страшный теракт. Также Александр Солдатов недавно вошел в состав попечительского совета нового российского фонда «Теоэстетики».
- Александр Николаевич, я знаю, что в начале ноября вы участвовали в презентации нового фонда «Теоэстетика», одним из авторов которого вы являетесь. Что это за фонд и какие у него цели?
- Фонд «Теоэстетика» основан в 2020 году и является некоммерческой организацией, имеющей целью развитие научных, образовательных и культурных мероприятий. Впервые в России создана независимая организация, поддерживающая научные исследования в области теологии и смежных дисциплин.
Фонд стремится восстановить взаимное совершенствование и неразрывность христианства и культуры, приглашает начать взаимодействие в исследовании их изначального единства. Это своего рода диалог посредством христианской культуры со всей общественностью. Поддерживая интеллектуальную культуру, мы стремимся к укреплению общества и созданию благоприятных творческих условий, содействующих развитию и улучшению жизни людей. Фонд будет выделять гранты, проводить конкурсы, лекции, фестивали и поддерживать проекты для развития культуры христианской направленности.
- В конце октября, участвуя в псковском форуме иконописцев и мастеров церковного искусства, вы много общались с художниками, посетили выставку «Собор церковного искусства Пскова», познакомились с разными псковскими храмами. Какие впечатления остались?
- Начну с того, что мне сказочно понравился Псков - пейзажи фантастические. Я еще попал в туманную погоду, и город с его древними храмами выглядел таинственно и органично. Последний раз я здесь был 15 лет назад. Меня впечатлила выставка «Собор церковного искусства Пскова» - здесь было представлено очень много работ высокого качества. Форум, который собрал большое количество носителей Красоты - творцов церковного искусства - был живым, естественным, где все общались на равных. И это ценно. Формализма, директив начальников, указывающих, куда двигаться и зачем, здесь, слава Богу, не было.
Указывай, не указывай - это абсолютно не влияет на творчество, на искусство. Все в культуре решается творцами и носителями, которые имеют реальный опыт встречи с красотой. Проект «Собор церковного искусства Пскова» рожден на призыв красоты и желание ею делиться с другими людьми. Поэтому я увидел, что здесь собрались люди, стремящиеся к подлинному творчеству. И это замечательно, особенно для города Пскова, уникального по красоте и количеству памятников древнего зодчества. Например, если в будущем будет предпринята попытка дать творческую свободу и сделать что-то связанное с красотой Псковской земли, то я бы с радостью согласился объединить художников и вместе расписать древний храм, но только в живой псковской традиции - с ее особенным цветом и пластикой. Этот опыт стал бы очень интересным для всех.
- Есть такое высказывание «Культура рождается в провинции». Вы согласны с ним?
- Безусловно. На самом деле сейчас очень важна провинция, во всех смыслах. Самое ценное, что уцелело в культуре за последние десятилетия разрушительного перевода все в товарно-денежные отношения - это провинция с ее подлинностью и богатым потенциалом. На мой взгляд, будущее - за провинцией. Огни наших столиц уже просто застилают звезды. А в провинции стремление к настоящему заметнее - здесь больше возможностей. К сожалению, не финансовых, их как раз пока не хватает, а творческих. Но в этом и сила. Я вижу, насколько в провинции много смелых, настоящих художников - любой столице фору дадут. К примеру, меня поражает уникальный опыт греческого дирижера Теодо́ра Куре́нтзиса, который приехал в Россию и после обучения в Петербургской консерватории уехал в Новосибирск, где вместе с местными музыкантами основал Оркестр и хор musicAeterna. Чуть позже стал художественным руководителем Театра и балета в Перми, куда перевез свой оркестр. В результате, Пермь впервые стала оперной столицей России.
- На псковском форуме иконописцев вы говорили, что основа иконы - это и есть красота.
- Да, основа любого искусства - всегда только красота и стремление к ней. Это фундамент, на котором строится все в нашей жизни. Любой человеческий опыт начинается с эстетического, он помогает человеку почувствовать и увидеть то, что не укладывается ни в какие словесные и рациональные понятия. Человек просто это видит и чувствует.
Красота - неизменяемая категория, которая преодолевает социальные, культурные, исторические, политические, временные и любые другие преграды - она понятна во все века. Она везде одна и та же: и в картинах Винсента Ван Гога, и в иконе.
Понятно, что икона как часть литургического искусства имеет другие цели. Икона - это, прежде всего, образ, который является посредником в молитве к Богу. Помимо образа и формы, икона несет еще и богословскую информацию, раскрывает догматику христианской церкви. Форма христианского благовестия может меняться в каждом столетии, но суть иконы неизменна - она должна являть только красоту и Славу Божию. Икона стремится к изображению сущности, предельно минимизируя случайные свойства. И это отличает икону от картины.
- Как вы относитесь к тому, что современное церковное искусство неоднородно – по какому пути сегодня идти иконописцу в творчестве?
- На мой взгляд, сегодня существуют два основных пути развития творчества в иконе. Первый - это копирование икон с древних образцов, но при условии, что этот процесс не скатывается к механическому срисовыванию - здесь уже отсутствует творческое начало. Художник-иконописец обязательно должен уметь хорошо рисовать. Не секрет, что сегодня существует проблема, связанная с небольшим количеством сильных внутрицерковных художников.
А второй путь, по которому идут уже «высокие» художники, их сегодня очень мало, - это создавать что-то новое, но ни в коем случае не в отрыве от традиций Церкви. Ведь, это приведет к вредному и опасному для церковного искусства субъективному художественному самовыражению художника. А нам важно оставаться в категориях абсолютных, раскрывающих Бога.
- Как вы относитесь к модернизму в церковном искусстве?
- Отрицательно. В церковном творчестве необходимо обращаться к «живому» искусству, только к «живому» богословию 4-5 вв., к традициям, а не к модернизму, который все «заморозил» еще в конце 17 века.
На самом деле христианство для любого поколения открывается вновь и вновь. Дети родились, и для них Христос только открывается, и все начинается заново - вечная Пасха! И это здорово. Посмотрите, на фрески катакомб - они совершенно не похожи на росписи 16 века. А это ведь тоже христианское искусство.
Просто в каждом временном периоде появляются свои новые формы. И в наше время зарождение новых форм в церковном искусстве все равно неизбежно. Сейчас мы - художники, живущие в новую эпоху, должны и свой ответ дать на призыв христианского Благовестия. И бояться этого не нужно.
Беседовала Елена Яблочкина
Источник: Псковская Лента новостей